Просто о сложном

Как работает флексопечать

Полезно почитать предпринимателям и менеджерам по снабжению, которые впервые столкнулись с необходимостью создания и заказа этикетки для продукции. Знатокам полиграфии статья покажется слишком упрощенной.

Восьмицветный печатный комплекс GiDue MX-370 из нашего цеха

Этикетка — лицо товара для покупателя, а процесс её создания — безграничное поле для фантазии маркетолога и дизайнера. Этот красочный информационный «маркер» определяет привлекательность продукта на прилавках, подчеркивает его уникальность или причастность к определенной группе, защищает от подделок. Оригинальная и хорошо изготовленная этикетка привлекает новых покупателей. Плохая этикетка удешевляет внешний вид товара, снижает его ценность для покупателя.

Самой практичной и экономичной разновидностью этикеточной продукции является этикетка на самоклеящейся основе. Это бумажная или полимерная этикетка, на обратную сторону которой нанесен клей. Для защиты клеевого слоя этикетку крепят к лайнеру — бумажному или пленочному материалу, который покрыт силиконом. Этикетка легко отделяется от основы и приклеивается к различным поверхностям: лобовое стекло автомобиля, картонная упаковка, железнодорожная цистерна, стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, пластиковые и жестяные крышки.

Печать самоклеящейся этикетки сравнительно экономична. Этикетку можно сделать круглой, квадратной или сложной геометрической формы, напечатать в один-два цвета или сделать полноцветной, фотографического качества или многокрасочной.


В штемпелях используют форму из гибкого материала, а нанесение краски и оттиск делаются вручную или с использованием оснастки

Устройство печатного станка

Изображения на самоклейке печатают флексографским способом. При таком способе печати для нанесения краски используют эластичную печатную форму. Упрощенный пример такого способа печати — штемпель, которым вы заверяете документы.

Печать этикеток основана на похожем принципе. Флексоформа из гибкого материала приклеивается на цилиндрический вал — формный цилиндр. Вал вращается, под ним проходит полотно бумаги или полимерной плёнки. Полотно огибает опорный вал — печатный цилиндр.

Подобно штемпельной подушке, краска с которой переходит на форму круглой печати, краска на флексоформу переносится дозирующим валиком — анилоксом.

Флексопечать — разновидность высокой печати. Это когда печатающие элементы расположены выше пробельных, то есть при печати пробельные элементы бумаги не касаются. Бывает ещё плоская и глубокая печать, когда элементы расположены на одной плоскости или печатающие ниже пробельных, соответственно.

Если этикетка многокрасочная, используют несколько печатных секций с отдельными печатными формами. Каждая форма переносит рисунок своего цвета и вносит свой вклад в окончательное изображение. Не обязательно каждый цвет на этикетке — это новая форма. Разные цвета могут получаться и в результате наложения друг на друга основных триадных красок — желтой, голубой, пурпурной и черной.

Принципиальная схема печатной секции флексопечати

В изображении используется только черный цвет, но разная плотность расположения точек даёт ощущение перехода оттенков от серого к черному

Но как быть, если изображение сложное и содержит сотни или тысячи разных оттенков? Например, мы хотим напечатать фотографию. Делать флексоформу для каждого цветового оттенка дорого и непрактично. Проблему решает разрешающая способность нашего зрения. Группы точек издалека сливаются в сплошной цвет. Чем выше плотность точек, чем кучнее они расположены, тем более темным мы воспринимаем оттенок. То есть сделать цвет темнее или светлее можно просто изменив количество или размер точек в нужном элементе изображения.

Используя точки разных цветов и разных размеров, можно получать другие оттенки. Когда точки с помощью печатной формы нанесены на бумагу, на расстоянии человеческий глаз воспринимает их как цельный объект. Приём перевода цветного изображения в набор точек на печатных формах называется растрированием, а сами точки называют растром.

Для получения полноцветных изображений в полиграфии смешивают четыре основных краски: голубую, пурпурную, желтую и черную. Английские названия этих цветов — Cyan, Magenta, Yellow и Key color образуют аббревиатуру CMYK. Этот акроним вы часто видите в настройках графического редактора.

Так выглядит фотография, подготовленная для флексопечати

Подготовка изображения к печати

Для этого он разделяет графическое изображение на четыре основных цветовых канала и переводит их в растровый формат. Флексоформ может быть более четырех, если в изображении, кроме основных цветов, используются фирменные «брендовые» цвета.

Файл с подготовленным изображением передают в репроцентр — организацию, которая изготавливает флексографские формы. Мы делаем формы самостоятельно на оборудовании BASF и Esko.

Изображение разбито на слои по основным цветам

Изображение загружают в программу лазерного гравера, который воспроизводит точки тех же размеров и частоты расположения, которые заданы дизайнером на стадии допечатной подготовки.

Чтобы придать этикетке нужную форму, её вырубают специальным ножом. Вырубной нож — это тонкая металлическая пластина с режущей кромкой по контуру будущей этикетки. Нож прикрепляют к магнитному валу. Запечатанная бумага или пленка проходит под этим валом, этикетка остается на лайнере, а лишний материал наматывается на втулку и выбрасывается. Для этикеток сложных и оригинальных форм изготавливают специальные ножи. Флексоформы и ножи передают печатнику для приладки и печати заказа.

Если для печати этикетки нужен «фирменный» цвет или цвет по образцу, технолог готовит краску по рецептуре, путем смешивания различных базовых красок в особых пропорциях.

Мы печатаем быстросохнущими ультрафиолетовыми красками. Краска высыхает за доли секунды после воздействия ультрафиолетового излучения, которое излучает УФ лампа после каждой печатной секции. УФ-краски экологичны, не содержат растворителей.

Флексоформы и нож крепят к валам, заливают краску в печатные секции, сводят цвета, утверждают заказ и запускают тираж.

Процесс печати

Процесс печати максимально автоматизирован. Для печати используются печатные комплексы BOBST и GiDue итальянских производителей узкорулонного полиграфического оборудования, с возможностью печати до 10 цветов.

Уникальная конструкция красочной секции позволяет уменьшить растискивание растровой точки. Значит, мы можем лучше воспроизвести переходы от светлых участков к тёмным, профессионалы говорят «растяжки более плавные».

Короткий путь полотна в печатной зоне используемых печатных комплексов, снижает расходы на приладку и обеспечивает максимальную производительность на коротких тиражах. Печатник быстро сводит краски и выходит на требуемый цвет этикетки.


Перемоточный станок DK-450 используется для нарезки запечатанной продукции на ролики

На небольших тиражах время, которое затрачивается на приладку, может превышать время самой печати в разы. Сокращая время подготовительных работ, мы освобождаем время для печати. Так мы печатаем больше за меньшее время, снижаем издержки и предлагаем выгодную цену. Автоматическое управление натяжением полотна гарантирует стабильность приводки красок. Стабильность приводки — это качество сведения красок на всём тираже. Качество сведения красок — это этикетка, которая радует глаз.

Полотно может быть намного шире этикетки, тогда, для экономии материала, этикетки печатают в несколько рядов (ручьев). После печати ролик разрезается на бобинорезательном станке и перематывается в отдельные рулоны. При подрезке и перемотке этикетка инспектируется оператором, который удаляет любые дефектные участки.

Этикетка готова!

Рулоны с этикеткой фасуются в коробки и отправляются клиенту на производство. У наших партнёров этикетка наклеивается вручную или с использованием специального станка — этикетиратора.

Способы не допустить брак

Есть технологический брак при печати и дефекты исходного материала. Брак при печати обусловлен смещением (несведением) красок, технологическими непропечатками при остановке-запуске машины, износом ракельной ленты, которая снимает избыток красок с анилокса, недостаточно подготовленной к печати поверхностью пленочных материалов, пылью.

Пример брака, когда желтый цвет сместился

Причин множество, но опытный печатник и современная печатная машина позволяют вовремя отслеживать печатные дефекты и помечать их закладками. Чтобы печать была идеальной, важно ровно наклеить флексоформы, точно совместить их по приводочным крестам и выдержать точность совмещения красок на протяжении всего тиража.

Возможны отклонения в цвете, если технолог ошибся при подготовке смесевой краски. Чтобы исключить подобные риски, технолог сравнивает полученный оттиск с эталонной этикеткой, ведет журнал рецептур и фиксирует все технологические параметры в Технологической Карте Заказа. Возможен брак, когда этикетка плохо приклеивается.

Совсем нехорошо, если этикетка отклеивается от продукции спустя какое-то время. Такой брак может привести к серьёзным убыткам. Ситуации известны и спровоцированы, как правило, использованием некачественных материалов, а также неправильным подбором материала с точки зрения его клеевых свойств. Мы используем строго сертифицированные материалы мировых лидеров — компаний Fasson (США), Raflatak (Польша), Ritrama (Италия).

Это основные производители самоклеящихся материалов, совокупная доля которых на профильном рынке составляет около 85%.

Наши дизайнеры внимательно изучают макеты и профессионально проводят допечатную подготовку макетов. Список действий широк: они проверяют размеры, вводят поправочные коэффициенты, делают цветокоррекцию изображений из-под профиля печатной машины, оценивают и дают рекомендации, как сделать картинку не только красивой, но и технологичной. Последнее крайне важно для реализации каждой идеи, каждой детали, которые задуманы нашими партнёрами.

В основе флексопечати лежит несложный принцип. Можно представить, что станок для флексопечати – большой автоматизированный штемпель. Трудности кроются в деталях. Чтобы произвести качественную этикетку, нужно знать особенности оборудования и свойства материалов. Технолог знает специфику поведения клея, знает, как влияют условия хранения на качество закрепления этикетки.

Мы консультируем клиентов по вопросам оформления и производства этикеток.

Получите бесплатную консультацию по телефону:

+7 4742 557-300 или Отправьте заявку